Родителям о детской инициативе |
Детская инициатива - это то, что проявляет ребёнок сам в своих действиях или высказываниях. Детская инициатива бывает позитивная и негативная. Разумеется, взрослым необходимо поддерживать позитивную инициативу ребёнка. Через детскую инициативу развивается саморегуляция поведения ребёнка, формируются позитивная социализация и трудовые навыки. Если в детском саду дети выполняют поручения в рамках трудовых поручений, дежурств, самообслуживания, то другие трудовые навыки развиваются слабо. Дома дети вообще перестали выполнять какие-либо элементарные трудовые поручения. Вспомним, для сравнения, произведение Н. А. Некрасова "Мужичок с ноготок". Кроме того родители мало обращают внимание на то, что хочет ребёнок, не считаются с его потребностями и сами за него решают, что ему лучше. Они озабочены обучением детей и о какой инициативе можно говорить, если после детского сада ребёнка ведут ещё в несколько обучающих кружков. В результате у ребёнка возникает сильное внутреннее психологическое напряжение. Ребёнок может от этого часто болеть, ссорится с другими детьми, ломать игрушки, отказываться ходить в детский сад и т.п.. Словом, сегодня отмечается ситуация, которая препятствует нормальному психическому развитию ребёнка в целом. Для того, чтобы изменить данную ситуацию, необходимо больше уделять внимание развитию детской инициативы, самостоятельности и ответственности. Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить... Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя». 2-3 года Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
Для расширения знаний о том, как ещё можно поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, я предлагаю вам прочитать книгу А. Фабер, Э. Мазлиш. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».
Подготовлено по материалам вебинаров:
|