Детская инициатива - это то, что проявляет ребёнок сам в своих действиях или высказываниях.
Детская инициатива бывает позитивная и негативная. Разумеется, взрослым необходимо поддерживать позитивную инициативу ребёнка.
Через детскую инициативу развивается саморегуляция поведения ребёнка, формируются позитивная социализация и трудовые навыки. Если в детском саду дети выполняют поручения в рамках трудовых поручений, дежурств, самообслуживания, то другие трудовые навыки развиваются слабо. Дома дети вообще перестали выполнять какие-либо элементарные трудовые поручения. Вспомним, для сравнения, произведение Н. А. Некрасова "Мужичок с ноготок".
Кроме того родители мало обращают внимание на то, что хочет ребёнок, не считаются с его потребностями и сами за него решают, что ему лучше. Они озабочены обучением детей и о какой инициативе можно говорить, если после детского сада ребёнка ведут ещё в несколько обучающих кружков.
В результате у ребёнка возникает сильное внутреннее психологическое напряжение. Ребёнок может от этого часто болеть, ссорится с другими детьми, ломать игрушки, отказываться ходить в детский сад и т.п..
Словом, сегодня отмечается ситуация, которая препятствует нормальному психическому развитию ребёнка в целом.
Для того, чтобы изменить данную ситуацию, необходимо больше уделять внимание развитию детской инициативы, самостоятельности и ответственности.
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить... Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
2-3 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
- отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
- устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
- проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
- для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
- содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
- поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
Для расширения знаний о том, как ещё можно поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, я предлагаю вам прочитать книгу А. Фабер, Э. Мазлиш. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».
Подготовлено по материалам вебинаров:
- Н.П. Гришаева. Методы развития детской инициативы в ДОО.
- О. А. Скоролупова. Поддержка детской инициативы в образовательном процессе детского сада.
|